"Учёные" - главные враги прогресса
Dec. 17th, 2011 05:40 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Однако мы имеем то, что имеем. Отношение общества к науке уже много десятилетий далеко не восторженное. Следствием этого является неуклонно повышающийся средний возраст учёных, сопровождающийся постоянно ухудшающимся уровнем подготовки научных кадров. Следствием этого является то, что научное сообщество СНГ в целом не поспевает за ускоряющимся техническим прогрессом, всё больше превращаясь из учёных в армию чиновников, занятых "распилом" бюджетных средств. Что ещё хуже, "учёные" не только сами не занимаются наукой, но также часто активно критикуют и не принимают новые концепции и открытия. И здесь я имею в виду отнюдь не пресловутую компьютерную неграмотность старшего поколения. Почему же это так?
Для объяснения этого феномена следует вернуться на 75 лет назад и посмотреть на то, что сделал товарищ Сталин.Он взял и стал платить деньги учёным не за их достижения, а за их звание. Естественно, что в нищей полуголодной стране сразу возник интерес к "кандидатам" и "докторам". Звание гарантировала тёпленькое место без всяких хлопот. Главное было - защититься. Собственно, ситуацию я уже рассматривал здесь. Как!? - спросите вы, а как же злое КГБ и советская трудовая дисциплина? И тут следует вспомнить, что советская наука была частью советской системы управления, от которой иногда встают волосы дыбом. И я не КГБ опять имею в виду, а нечто иное:
Дома от строителей принимает специальная комиссия горисполкома. Теоретически она может и не принять дом с явными недоделками, но практически это не так-то просто. Сдача обычно откладывается до последних дней квартала или года, то есть до пиковых точек всеобщей штурмовщины. Строители водят комиссию по дому и клянутся, что лифты завтра же стронутся с места, газ будет подключен, водопроводная система испытана, щели в кровле заделаны. Но акты приемки надо непременно подписать сегодня, потому что иначе их не успеет утвердить исполком, план окажется невыполнен и все эти честные труженики, которые вот сейчас, на глазах комиссии, в поте лица устраняют досадные мелочи, останутся без премии. Честных тружеников комиссии не жалко, но она знает, что срыв плана строительного треста вызовет серьезное недовольство местного партийного начальства. Пойдут разговоры, расспросы: кто не подписал? да почему? да что он вообще за человек? наш ли? Так неужели из-за каких-то неведомых людишек, которые будут все равно счастливы вселиться в этот почти достроенный дом, навлекать на себя гнев всемогущего Ивана Петровича из обкома? Ну уж нет, свое здоровье дороже. Акт подписывается, дом объявляется принятым с такими-то недоделками, и после этого прорабы срочно перебрасывают всех честных тружеников на другие горящие объекты. Успеть! успеть всучить их заказчику хоть 30, хоть 31 декабря. А там будем разбираться. Что-нибудь, может, и доделаем, если будет на то наша милость.
Это из книги Игоря Ефимова "Без буржуев". Вот так и работали советские учёные: главное было защитить диссертацию, а потом научиться хорошо делать отчёты об открытиях и внедрениях. Как защититься? Опять послушаем Ефимова:
«— Он появился у меня, — начинает печальную повесть профессор-зоолог, — лет девять назад. Представился бывшим моим студентом, ныне работающим не по специальности, в отделе нежилых помещений горсовета. Сказал, что хочет без отрыва от производства трудиться над диссертацией под моим руководством. Я отказался и отказывался потом три года. Но он был настойчив и регулярно появлялся в моем кабинете, всегда с пятью красными гвоздиками и неизбывным интересом к городской фауне. Постепенно я сдался и дал ему тему. Вскоре выяснилось, что он забыл все или почти все из университетского курса. Первую главу мы написали практически вместе у меня на даче (он мастер заваривать кофе, дымом сосновых шишек разгонять комаров). Над остальными главами колдовали сотрудники сектора, которых я попросил помочь бедняге» (ЛГ 5.5.76).
Дальше рассказывается о том, как блестяще прошла защита, как новоиспеченный кандидат стал подыскивать работу, как никто не брал его, потому что пятнадцати минут разговора с ним было достаточно, чтобы все понять, и как, в конце концов, его вынуждены были принять те, кто помогал ему, и каким упырем он сделался в их лаборатории, и как безрезультатны были все попытки избавиться от него.
Конечно, катастрофические изменения происходили не сразу. Ещё в 60-е годы в СССР работали учёные, которые и ЭВМ построить могли и ракету в космос запустить, но всё больше в отделах накапливалось "молодёжи" главным достоинством которой было умение пить водку за государственные деньги и забивать начальству (которое само пост часто получало благодаря партийному билету) баки. Причём делать это с умным и важным видом. Того требовал высокий статус "учёного".
Конечно, иногда жизнь преподносила неприятные сюрпризы. Рассказывают, что однажды кто-то из партийных бонз привёз из США чудо-прибор - электробритву. Вызвал к себе начальника подходящего НИИ и попросил сделать такую же. "Учёный" тут же принялся уверять, что сделает ЕЩЁ ЛУЧШЕ. На что партийный босс рассвирепел: " Не надо лучше! Сделайте ТАКУЮ ЖЕ!" Видимо он хорошо знал, каково "лучше" советских учёных
Но постепенно экономика советского союза вследствие вышеуказанных особенностей дала трещину и поток халявы, текущий в различные НИИ и ВУЗы начал иссякать. Те "учёные" которые ещё не до конца превратились в офисный планктон ушли в бизнес. Туда же потянулась и молодёжь. Те, кто ещё что-то представлял из себя как учёный потянулись за границу. Остались те самые "молодые учёные" которые не сами защитили свои диссертации, зато хорошо умели "пробивать". Правда система, в которой они умели "пробивать" упала вместе с Советским Союзом. Но важный вид (чему очень способствовала не первая уже молодость), умение пускать пыль в глаза, вести подковёрные интриги и правильно писать отчёты (так, что бы они порадовали совсем уже ничего в этом не понимающего начальника) осталась.
И теперь их вполне можно было использовать в стиле "Подайте бывшему депутату Государственной Думы... Же не ма же па си жур" В смысле, подайте бедному, но гениальному физику-ракетчику денег на гениальное изобретение, которое вернёт нашу страну во времена счастливой водки по-два-семдесят-пять. Мы же гениальные... Ну, и естественно чиновники не могли бы не разжалобиться. На гениальное изобретение конечно же не хватало, но на хлеб с маслом - вполне.
Но одного не учли гениальные пол-литровые профессора: те самые непонятные "компутеры", которые не только ускорили технический прогресс на загнивающем западе, но и донесли его плоды до простых обывателей. И обыватели вполне резонно спросили "великих советских учёных" а могут ли они сделать советский айпод-линукс-ГМО. И учёные, почесав лысину, вспомнили былой фейл с электробритвой и решив, что народ у нас достаточно тёмный и невежественный объявили все айподы-линуксы-ГМО научно и технически безперспективными. Мол, всё это уже в Советском Союзе 40 лет как изобретено и изобретать ничего не надо, только дайте нам очередные полмиллиона долларов и мы вспомним, куда мы положили чертежи нашего тёплого лампового айпода. Конечно, можно сделать его даже лучше американского, на что понадобится ещё построить техноград и лет пять исследований, или десять... в общем деньги давай!
А тут ещё и старость подвалила, думать стало тяжело, легче верить. Образования-то, соответствующего уровня как не было, так и нет, значит хрен его знает, как оно в мире там всё устроено. А религия тут как тут, да ещё и с готовыми ответами. Всё как в старые добрые времена собраний в обкоме партии, когда всем ясно указывалось, что по решению ЦК КПСС дважды два равно пяти. И лица все родные - тоже из обкома. Тут уж сам Бог велел удариться в духовность и объявить все эти богомерзкие технологии "неестественными" и "вредными". Для "научного" доказательства вполне хватило выученных в молодости одной формулы, двух законов Ньютона и трёх законов диалектического материализма.
А молодёжь, что о всяких "трансгуманизмах" и клонированиях говорит ногой под мягкое место. Пусть молчат. Бездуховные они: ни Горького не читали, ни комедий Гайдая не смотрели. Не учёные они... Ещё место тёплое отберут у старика....
Вот так и получилось, что наша бывшая советская наука ярый враг всего нового. А ведь обыватели ориентируются как раз на мнение "солидных учёных с научными званиями". Ведь в общественном сознании учёные - прежде всего они. А они... Они продолжают пить водку и вещать с умным видом.
P.S. Напоследок хочу отметить, что проблема неприятия старшим поколением учёных новых идей существовала во все времена и во всех странах. Но в постсоветской "науке" вследствие вышеуказанных особенностей она достигла поистине катастрофических масштабов.