a_burlaka: (Культура)
a_burlaka ([personal profile] a_burlaka) wrote2011-11-06 08:44 pm
Entry tags:

Немножко истории: Шапочка царевны Кончаки - символ московской государственности

    "Тяжела ты, шапка Мономаха!" - гласит русская народная мудрось. В смысле - власть - это тяжело. То есть шапка Мономаха - это символ власти. При этом только раз взглянув на пресловутую шапку, что бы задаться вопросом:  "Неужели византийские императоры ТАКОЕ носили?" Вот это круглое чудо с оторочкой мехом.

Вот и историки с культурологами задались тем же вопросом. В первую очередь все естественно задумались над правдивостью легенды, по которой Константин Девятый Мономах даровал данный головной убор своему русскому внуку Владимиру Мономаху. Проблема в том, что в 1055 году, когда Константин умер, Владимиру было всего два года и был он всего лишь четвёртым сыном Всеволода Ярославовича, так что либо Константин был гениальным предсказателем либо....
      Либо поискать ответа у специалистов по одежде и искусству. Что и было сделано. Подробный анализ здесь. Вот так вот: пресловутая шапка - с явными особенностями золотой орды. Более того - она женская! И первоначально не имела креста и опушки, зато на ней были драгоценные подвески. У тюркоязычных народов такие женские шапки действительно были очень распространены и назывались такъя.
     Интересно так же, что в описи драгоценностей московских ханов князей, начиная с Ивана Калиты ни о каком Мономахе речи не шло - там шапка упоминалась просто как "золотая шапка". До Ивана Калиты сведений о ней нет вообще. Таким образом, историки сходятся на том, что шапка изначально была дарована Ивану Калите или его брату Юрию Даниловичу. Но шапка-то была женская, а значит один крутой мужик другому её вряд ли подарил. Значит, в москву шапка приехала не одна и с хозяйкой. А хозяйка в те времена вряд ли приехала в москву на экскурсию. Скорее, она приехала туда замуж.
    И персонаж, как никто другой подходящий на роль первоначальной хозяйки шапки есть! Это сестра хана Золотой Орды Узбека Кончака, принявшая православное имя Агафья и выданная замуж за кого бы вы думали? За московского князя Юрия Даниловича.
   Тут нужно немножко вернуться назад во времени и подробно рассказать о Московском княжестве того времени и его князьях.   Младшему сыну Александра Невского Даниилу не повезло с наследством: ему досталось так называемое Московское княжество, которое даже по меркам не сильно избалованной цивилизацией северо-восточной Руси было самым настоящим медвежьим углом. Вся недвижимость князя заключалась в деревянном форте с церквушкой на территории, названному по имени местной речки Москва и десятке финских деревень с аборигенами едва вышедшими из неолита. И и ещё в бесконечных болотах и лесах с медведями. Зато ему достались отличные связи с главным стратегическим партнёром его отца, а по-совместительством его сюзереном - ханом Золотой Орды. Естественно ярлык он получил и правил своим диким уделом тихо и спокойно. Как послушный вассал помогал своему сюзерену деньгами и войсками и даже увеличил благодаря этому территорию своего княжества - присоединил Коломну и Переславль. Однако сохранив в течении всей жизни надёжные связи в Сарае Даниил так и не смог воспользоваться ими - у власти в орде были другие. Зато он передал эти связи своим сыновьям: Юрию, Ивану, Александру, Афанасию и Борису. И они пригодились, когда в 1312 году власть в орде сменилась и ханом стал Узбек.  Как он им стал - отдельная история. Ярый мусульманин, Узбек имел неосторожность поссориться с кучей не таких правоверных чингисидов, которые дружно ушли от него вмести со своими войсками к своим союзникам на Русь.
      А у Узбека друзей на Руси, которая всегда была крайне склонным к неповиновению владением, а теперь вообще грозила отколоться, не было. Вот тут к ниму и пришли братья Даниловичи и предложили, современным языком говоря, стать от него смотрящими на Руси. Естественно хан согласился и Юрий Данилович стал московским князем и к тому же получил в качестве жены сестру хана. С такой женой он был уже не гопником из заволжских лесов и немытым владельцем двух деревень и пяти болот, а человеком близким к Великому хану, который может позволить себе многое. И он начал борьбу с  Михаилом Тверским, который дружил с теми, кто не нравился Узбеку а ещё кроме собственного управлял владимирским княжеством, которое нравилось Юрию. Точнее, борьбу он вёл и до этого, но сейчас он выступил на него в открытую и... проиграл в битве у села Бартеново. Юрий бежал в Орду, а Кончака попала в плен к Михоилу.
       И тут самое интересное: после нескольких месяцев пребывания в плену царевна умерла при загадочных обстоятельствах, указывающих на отравление. И Юрий тут же воспользовался этим - обвинил в отравлении сестры хана Михаила. Князя вызвали в Сарай и казнили, а Юрий получил долгожданный ярлык на Владимирское княжество.
      Возникает вопрос: зачем кому-то травить свою собственную и такую ценную пленницу? Это глупо. Гораздо умнее со стороны Михаила Тверского было бы выставить дураком, который ни битву выиграть не может, ни сестру ханскую уберечь, Юрия. Но несчастная Кончака всё же умерла. И кто-то извлёк из этого много пользы. Юрий не только избежал опалы, но и получил то, то хотел. Вот так ценой жизни молодой женщины было куплено величие Московского княжества.
     Но история братьев Даниловичей на этом не закончилась. Ребята пришли к успеху: Юрий стал великим князем владимирским, Иван - князем московским, Афанасий - князем новгородским. Юрий теперь смело "наезжал" на Рязанское и Тверское княжества и наследник Михаила, Дмитрий Грозые Очи, признавая его первенство, отдал ему дань со всей Тверской земли. И тут жадность взяла верх и Юрий вместо Орды отправил дань своему брату в Новгород. Была ли это подстава, со стороны Дмитрия, неизвестно, но Юрий прокололся и Дмитрий сразу же на него настучал. Юрию пришлось бежать к брату в Новгород. Но через некоторое время он вернулся в Орду, видимо намереваясь снова пролезть к трону, но тут его встретил Дмитрий и попросту зарубил. За что был и сам казнён, в чём очевидно очень способствовал брат Юрия даниловича Иван, которого к тому времени уже звали Калитой, за то, что на поручениях хана он неплохо умел делать деньги и столком пускать их в дело - например купил город Углич. Основным его занятием по жизни было выбивание из русских людей дани для татарского хана, который для этой цели специально выделял ему войска. Естественно, что чаще всего он наведовался в ненавистное Тверское княжество, князья которого часто посматривали в сторону Литвы. Не совсем понятно, на каком этапе карьеры к нему попала золотая шапка Кончаки, но будучи человеком бережливым он не пропил её, а сохранил для потомства.
    И потомство оправдало его ожидания! Сначала кресник Калиты, митрополит Алексей, бывший, по совместительству премьер-министром у его сыновей купил в Орде за кучу серебра грамоту, по которой московские князья получали наследственное право на великое княжение. Потом его внук Дмитрий Донской продолжил традицию служения московских князей чингисидам и выиграл для Тохтамыша Куликовскую битву. Они их их потомки неустанно расширяли владения Москвы тем способом, который завещали им предки: интригами, подкупом, обманом и грубой силой. А ещё через сто лет потомок Даниила Александровича, Иван III кинул своего сюзерена, хана Ахмета в стоянии на реке Угре ( когда он сговорился с другими татарами - крымскими Гиреями), когда понял, что тот уже слабее его и пора создавать собственную империю. В этом ему помогла женитьба на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Что позволило говорить о преемственности уже не от Золотой Орды, а от Византии. Не исключено, что именно византийская принцесса и нашла в загашнике старомодную шляпку, которой вскоре нашлось достойное применение - с неё убрали девчачьи подаески, вставили на макушку праквославный крест и оторочили мехом. И вскоре она стала символом царской власти.
   И теперь, оглядываясь на всю эту историю можно уверенно сказать - шапка, хранящаяся в Оружейной палате действительно символ российской власти - некогда принадлежавшая трагически погибшей татарской женщине и позже увенчаная православным крестом и варварским мехом - другой корона империи быть не могла.
   И если с принадлежностью шапки Кончаке-Агафье можно вцелом согласится, то казалось бі чисто криминальная история её убийства так и останется нераскрытой. И даже копаться никто не будет. потому как на этой тайне покоится фундамент всего российского государства.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting